Инклюзивное образование

В современном мире все чаще педагогам и родителям приходится сталкиваться с проблемой воспитания, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На первый взгляд, с  выходом закона об инклюзивном образовании эта проблема, казалось бы, должна быть решена, но на первоначальном этапе внедрения любой системы, специалистам приходится сталкиваться с рядом проблем, решить которые возможно лишь при комплексном взаимодействии различных структур общественных и государственных организаций.

 Прежде чем окунуться в суть проблемы, давайте определим, что же такое инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (фр.inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется  Конституцией РФ, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исходя из вышесказанного, следует, что инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями может осуществляться совместно с образованием здоровых детей, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Но так ли это на самом деле? Поможет ли обучение детей, к примеру, с аутизмом, ДЦП или болезнью Дауна, стать полноправными членами общества и не вызвать более глубокой травматизации неустойчивой детской психики? И как бучение  детей с ОВЗ скажется на восприятии их обычными детьми? Стоит ли акцентировать внимание детей на том, что среди них есть другие, особенные дети? А если же нет, то как справляться с непониманием, страхом, а иногда и откровенными насмешками в адрес особенных детей?

Помимо педагогических вопросов, приходится сталкиваться и с рядом технических проблем. Таких, как, например, оснащение ресурсных комнат для детей с ОВЗ, привлечение специалистов из других организаций, с целью подготовки педагогов школ и детских садов к работе с детьми с ОВЗ и т.д.

В рамках работы нашего ДОУ нам пришлось столкнуться с данной проблемой на практике, после зачисления двоих детей с диагнозом ранний детский аутизм.

К приходу этих детей была проведена тщательная подготовка.

На первоначальном этапе проведена работа с педагогическим составом и выбор наиболее комфортной группы для пребывания таких детей. Здесь учитывалось и близкое расположение помещения группы к ресурсной комнате и выбор педагогов, имеющих опыт в работе с детьми с ОВЗ.

Вторым этапом стало знакомство с родителями воспитанника, обсуждение всех трудностей, с которыми придется столкнуться как родителям, так и педагогам. А так же выработка совместного алгоритма дальнейшего сотрудничества семьи и ДОУ.

Третьим этапом явилась  работа по первичной адаптации ребенка к ДОУ. В данном направлении работало несколько специалистов – педагог-психолог, тьютор, учитель-логопед и старший воспитатель, а так же воспитатели группы, в которую был определён ребёнок.

Параллельно с реализацией третьего этапа, администрацией  ДОУ, провелось проектирование и оснащение ресурсной комнаты для детей с ОВЗ – это небольшое, изолированное помещение, предназначенное для индивидуальной  работы с воспитанниками. Комната оснащена новейшим оборудованием, которое поможет в подготовке и качественном проведении индивидуальных занятий с детьми, организации и строгому соблюдению режима отдыха и двигательной нагрузки, созданию благоприятного психологического климата и снятия эмоционального напряжения. Так же, данное помещение включает в себя соответствующее требованиям ФГОС методическое оснащение и зоны психофизиологического развития:

- сенсорную зону;

- зону уединения и отдыха;

- образовательную зону;

- зону конструирования и игровой деятельности.

Таким образом, работа по введению инклюзивного образования в ДОУ направлена на создание и формирование единого образовательного пространства, обеспечивающее развитие инклюзивного образования детей с ОВЗ, их успешную социализацию и интеграцию в общество, а так же, создание развивающей среды, соответствующей возрастным потребностям детей, уровню их развития и требованиям реализуемых программ.  

Подготовила: педагог-психолог Вендина Ж.А.